Tunnelbana — метро Стокгольма

Его называют «самой длинной художественной галереей в мире». Входы в эту галерею обозначаются вывесками с большой буквой Т (T-Bana).

Стокгольмский метрополитен (швед. Stockholms tunnelbana) — система линий метрополитена в Большом Стокгольме, единственный в Швеции.

Решение о постройке метрополитена было принято в 1941 году. Были построены подземные трассы с близким к метро стандартом, но первоначально они были использованы под скоростные трамваи.

После того, как линия подземного трамвая была перестроена, 1 октября 1950 года шведское метро открыло свои двери для пассажиров. Эта линия бежала на юг от Slussen к Hökarängen. За следующие годы были открыты еще две линии, простирающиеся от Slussen (через Gullmarsplan, тогда Johanneshov). В 1952 была открыта вторая система от Hötorget до западного пригорода. В 1957, эти две части были связаны через Центральную станцию и Старый Город, формируя Зеленую Линию. Красная Линия была открыта в 1964, с двумя линиями, идущими с северо-востока на юго-запад через центр города. Третья и заключительная система, Синяя Линия, была открыта в 1975, с двумя линиями, бегущими на северо-запад от центра города. В 1994 открылось последнее звено целой сети, станция Skarpnäck.

Владельцем является компания SL. Контракт на обслуживание метрополитена заключается на конкурсной основе и в настоящее время подписан с компанией Veolia Transport. Система включает 100 станций на трёх ветвящихся линиях, общая протяженность которых составляет 105,7 км. 47 станций подземные, 53 станции наземные или надземные. Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение.

Но главное в нем – это дизайн. Каждая линия (всего их три – «зеленая», «красная», «синяя») оформлена по-своему. Здесь и сказочные гроты, и греческие скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, и мозаика и даже видео-инсталляции, поп-арт (на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки), фонтаны и ручьи. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около $1,5 млн.

Состоит из трех ветвящихся линий — синей, красной и зеленой. Все три линии сходятся на станции T-centralen, где расположен центральный железнодорожный вокзал (Central Station), центральный автовокзал (CityTerminalen). Ещё это место называется Stockholm C. Отсюда можно отправиться в любую точку Стокгольма, Швеции, Скандинавии, а также в любой аэропорт (по железной дороге, на автобусе) и оттуда по всему миру.

На красной линии маршрут Т14 от станции Mörby centrum до станции Fruängen и Т13 от Ropsten до Norsborg. От станции Östermalmstorg до Liljeholmen следуют оба маршрута, а на этих станциях они расходятся в разные стороны.

На зелёной линии маршрут Т18 от станции Alvik до станции Farsta strand, Т17 от Åkeshov до Skarpnäck и Т19 от Hässelby strand до Hagsätra. Участок от Hässelby strand до Gullmarsplan используют все три маршрута ( Åkeshov и Alvik являются промежуточными станциями). На Gullmarsplan Т19 отходит в сторону, а на Skärmarbrink (один перегон) разделяются и Т17 с Т18.

На синей линии маршрут Т10 от Kungsträdgården до станции Hjulsta и Т11 от Kungsträdgården до Akalla. Участок до Västra skogen общий.

Смежные станции иногда соединены длинными переходами, но чаще не разделены сплошными стенами, имеют общие платформы или отгорожены решетками, а иногда расположены непосредственно друг над другом и переход легко осуществить при помощи лифта или эскалатора.

На всех станциях есть информационные табло, на которых видно маршрут поезда, время его ожидания в минутах (ближайший поезд отображается постоянно на первой строке, два последующих — бегущей второй строкой). По прибытии поезда на табло указывается количество вагонов в составе. Все поезда оборудованы кнопками открытия дверей. Двери открываются с задержкой в несколько секунд после остановки поезда. Закрытие дверей происходит после звукового сигнала, реже при этом раздаётся голос машиниста с предупреждением о закрытии. Каждый раз машинист лично смотрит, как закрываются двери. На станциях нет зеркал, не везде есть мониторы обзора хвоста и платформы.

Наиболее старая ветвь метро — зеленая, а синяя — наиболее живописная.